ДРЕВНЯЯ ПЕРСИЯ. СКИФЫ, ПАРФЯНЕ И САРМАТЫ
После падения Ассирийского царства и завоевания его столицы Ниневии (612 г. до н.э.) вавилонянами и ираноязычным племенем мидян, которые в дальнейшем (550 г. до н.э.) были покорены персами, культура семитских племен перешла к племенам ираноязычным. Эти племена обитали на территории от восточного берега Тигра до Инда, от Кавказа до Персидского залива. Мидяне в союзе с вавилонянами разрушили ассирийское царство; персы, в свою очередь, - мидийское. Мидяне передали персам ассирийскую культуру и, как сообщает Геродот, их собственная одежда перешла к персам. Ее мы видим на памятниках Пасаргад и Персеполя. Первоначально материалом для персидской одежды служила овечья кожа. Позднее, в результате военных походов Кира и его преемников, в Персии появились чужеземные ткани из хлопка и шелка и началась обработка шерсти. Мидийско-персидская мужская одежда (о женской мы не знаем практически ничего) в принципе представляла собой подпоясанную на вавилонский манер рубаху (или рубаху-юбку), только более просторную и с расширяющимися книзу рукавами. У царя и придворных она была богато отделана. Под нею находилась вторая рубаха-юбка, длиной до колен, более узкая и закрытая, с узкими длинными рукавами, подпоясанная в талии, из цветной ткани с пестрой отделкой. Эта рубаха-юбка была собственно народной одеждой древних персов. К ней добавляется совершенно новый элемент - длинные штаны, в меру плотно прилегающие к ногам. Эти длинные штаны - отличительный признак целой группы индоевропейских народов, к которой принадлежат персы, скифы, лидийцы, фригийцы и др. По мере продвижения этих воинственных кочевников на Запад приживался на новых местах и этот элемент одежды, но за пределы Малой Азии он практически не вышел. Здесь, в Малой Азии, штаны являются частью известного лидийско-скифского наряда троянцев и других племен, о чем свидетельствуют, например, росписи на греческих вазах. По этому признаку - штанам (галльское "bracca"), римляне дали всем так называемым варварским народам, пользовавшимся этим предметом одежды, - от Персии через Кавказ до северного побережья Черного моря и по всей Европе до Галлии - прозвище "braccati" ("носящие штаны" - иноземные, чужие). Для истории костюма этот вид одежды важен в двух планах: как противоположность, с одной стороны, египетскому и (позднее) индийскому переднику, с другой - накидкам греков и римлян с их многочисленными складками и живописными драпировками.
Простой перс кроме короткой закрытой рубахи-юбки и штанов носил средней высоты или высокую остроносую обувь со шнуровкой, а на голове - шарообразную кожаную шапку или только повязку, которая удерживала искусно уложенные тугие завитки волос; бороду и волосы отпускали, применяя различные средства ухода за ними:
у персов, как ранее у мидян, в равной мере высокого уровня развития достигло искусство обращения с косметикой и благовониями (их поставляла главным образом Аравия). Знатный перс не отправлялся в поход без ящика с мазями, маслами, помадами и благовониями; у царя были свои косметические средства, приготовленные из львиного жира, пальмового вина, шафрана и ароматического масла. На поясе висел широкий кинжал с короткой рукояткой без гарды; оружие подобной формы в Иране носят до сих пор. Собственно вооружение состояло из лука, копья, меча и (реже) секиры. Поскольку одежда персов была большей частью из кожи, для защиты корпуса достаточно было высокого четырехугольного щита лучника. Позже юбку и штаны стали покрывать железными чешуйками, затем появились нагрудные латы и шлемы из железа и бронзы. Стали защищать панцирем также голову, грудь, бока и ноги лошадей. За неимением изображений и документальных свидетельств, мы можем восстановить персидскую женскую одежду только по аналогии с мужской. Очевидно, она также была широкой, длинной и собиралась в складки. Следует упомянуть богато вышитую обувь, вышитое золотом покрывало и головной убор наподобие шапки. Царь и царица носили тиару. Надо полагать, что ткани для женской одежды были особенно мягкими и тонкими, с искусной отделкой. Царь и царица отдавали предпочтение блестящим шелковым тканям с богатым узором, которые приобрели особенно широкую известность позже, при Сасанидах. В средние века, в эпоху Сасанидов, описанный тип мидийско-персидской одежды развивается до высшей степени совершенства, достигая особого великолепия благодаря богатству и разнообразию отделки.
Скифы, парфяне и сарматы были древним населением Северного Причерноморья. Скифы, будучи кочевым народом, осели только в Крыму и на северном побережье Черного моря. По-видимому, в доисторические времена они создали крупное государство, а в историю вошли только в VII в. до н.э., когда вторглись в Переднюю Азию. С конца III в. до н.э. их начали теснить сарматы.
Парфяне - племя, родственное скифам, - образовали на северо-востоке Персии самостоятельное государство (256 г. до н.э. - 226 г. н.э.), которым правила династия Аршакидов. Сарматы (или савроматы) - кочевой народ (всадники) в Южной России, который в III - IV вв. исчез под напором гуннов.
Все эти кочевники, как и персы, носили длинные, в меру широкие штаны, часто вышитые или с металлическими накладками, а поверх них - мягкие кожаные полусапожки, которые завязывались вокруг лодыжек. Скифы носили поверх штанов (как позже русские - зипун с длинными рукавами) короткую подпоясанную меховую или кожаную куртку, которая спереди была открыта и имела одну застежку слева направо. Благодаря этой косой застежке скифскую куртку можно считать древнейшей известной нам формой кафтана - длинной, открытой спереди, подпоясанной куртки с рукавами, передние части которой перекрываются внахлестку и либо вовсе не застегиваются, либо соединяются тесемками или скрытыми застежками (ср. одежду китайцев, маньчжур, монголов). У скифов на верхней части рукава была вышивка, подобная встречающейся на одеянии византийских императоров, а также на кафтанах-куртках обитателей Турфанской котловины и на ирано-монгольской одежде XIV в. На голове носили конусообразную, легко сгибающуюся вперед кожаную шапку, которая сзади была надвинута глубже, а спереди завязывалась под подбородком. Основным оружием были лук и стрелы.
В начало сайта...
Источник:
Вольфганг Брун, Макс Тильке
"ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени"
Подарочное издание
издательство ЭКСМО, МОСКВА, 1995
|