ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1789 - 1794 гг.

Подобно тому как революции в политике, мировоззрении и литературе подготавливаются длительное время, прежде чем совершается государственный переворот, попытки в принципе реформировать одежду предпринимались задолго до 1789 г. Призыв Руссо "назад к природе" пробудил не только стремление к освобождению от невыносимого социального и экономического гнета и к пересмотру устаревших представлений в области общественной морали, но и возмущение условностями обременительной, неудобной моды. Мы уже видели, как английское поместное дворянство создало целесообразный "буржуазный" костюм, который зарекомендовал себя наилучшим образом благодаря простоте покроя, удобству и удачному выбору материалов. Все эти внешние воздействия, естественно, стимулировали плодотворное развитие моды в целом. Слова "английская мода" после 1780 г. стали едва ли не лозунгом. Наиболее ощутимо это проявилось в Германии, где подобная одежда - так называемый "костюм Вертера" - благодаря Гете ("Вертер" был издан в 1774 г.) вошла не только в литературу, но и в повседневную жизнь. Этот костюм состоял из синего суконного фрака (само это название появилось тогда впервые), прообразом которого послужил старый justaucorps, но уже без вышивок, позументов, обшлагов и карманов, короткого желтого жилета, кожаных штанов, сапог с отворотами и круглой шляпы. Позже из армейской униформы на смену фраку пришел и стал главенствующим в новой моде видоизмененный сюртук. Франция не сумела создать за столь короткое время собственный вариант и для начала удовольствовалась отдельными составными частями английского костюма. В первую очередь это был длинный редингот - несколько неуклюжая открытая верхняя одежда для непогоды и верховой езды (riding-coat - англ. пальто для верховой езды). К нему надевали фетровую или меховую цилиндрическую шляпу с широкими полями, украшенную розеткой из синих и красных лент, и высокие сапоги с отворотами, как в "костюме Вертера". В женской моде отдавалось предпочтение мужскому покрою одежды, что особенно наглядно демонстрировали женский длиннополый фрак для верховой езды с латунными пуговицами, жилет, украшенный брелоками, и круглая шляпа. С наступлением великой революции, казалось, должен начаться и триумф новой буржуазно-либеральной одежды: новая партия третьего сословия, в отличие от дворян и духовенства, явилась в Версальский зал собраний в черных фраках и круглых шляпах, но, однако, еще в башмаках, чулках, штанах до колен (culottes) и с напудренными волосами. Правда, вскоре все более решительно выступает на первый план то, что раньше расценивалось как пренебрежение к требованиям приличий. Штаны постепенно удлиняются и теперь заправляются в сапоги, а с появлением полусапог достигают середины голени. Кринолин исчезает окончательно; пудра отвергается, поскольку она изготавливается на основе пшеничной муки, "предназначенной для пропитания народа". Республиканцы носят собственные волосы, не изменяя их цвета; исчезают парики, косы, банты и, как следствие, остаются без средств к существованию доселе уважаемые парикмахеры и шляпницы. Но ко всему этому добавляются и дикие, неряшливые, непричесанные фигуры из парижских предместий, которые появляются даже в Национальном собрании. На своих неухоженных длинных волосах они носят как символ свободы красные фригийские колпаки (в прошлом - отличительный знак рабов на галерах); они одеты в долгополые сюртуки и длинные штаны - панталоны, которые прежде назывались matelots и были заимствованы из матросской одежды. Их цвета - синий, белый и красный - можно увидеть на кокарде, украшающей колпак или шляпу, а также на обшлагах. Те же цвета носят и женщины. Этот типичный костюм вскоре заполонил улицы и даже частично вошел в моду в буржуазных кругах, как ни сопротивлялось Национальное собрание распространению этой нерегламентированной одежды санкюлотов (т.е. людей, носящих штаны не до колен, а гораздо длиннее). Так мода, описав круг, возвратилась к древнегерманским длинным и широким штанам, сохранявшимся в продолжение всего средневековья в костюме моряков, сплавщиков леса и рыбаков. Особенно заметное влияние оказал костюм санкюлотов на экипировку формирований национальной гвардий, представлявшую собой произвольное смешение элементов рабочей одежды и униформы.
В начало сайта...

Источник:
Вольфганг Брун, Макс Тильке
"ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени"
Подарочное издание
издательство ЭКСМО, МОСКВА, 1995