БИДЕРМАЙЕР И РОМАНТИЗМ 1820 - 1840 гг.

Около 1820 г. в женской моде за короткое время произошел коренной переворот: талия снова вернулась на ее настоящее место - над бедрами - и ее начали слегка зашнуровывать. Поскольку и юбка утратила свою прежнюю трубчатую форму и начала расширяться книзу наподобие воронки, очертания женской фигуры существенно изменились. В предшествующие четверть века господствовало платье без талии, которое, при всей его практичности было весьма невыгодным для внешности, а мода предпочитает подчинять здоровье красоте. Теперь корсет, борьба против которого велась с конца XVIII ст., утвердился снова, правда, в смягченной форме. Зато туфли, неотъемлемой принадлежностью которых в свое время были высокие тонкие каблуки, еще долго оставались без них. Самую эффектную линию нового силуэта, образуемую шнуровкой на талии, начали особенно подчеркивать, раздувая рукава, чтобы по контрасту талия казалась еще тоньше. Одновременно расширялась внизу юбка, образуя крупные складки. Чтобы оживить эти поверхности, женщины начали с 1830 г. заменять одноцветные ткани полосатыми или с легким (но не цветочным) узором. Широкое противопоставлялось узкому даже в прическе: волосы на темени стягивались лентами, а с висков падали локоны, завитые крупными кольцами. Господин в синем или коричневом фраке или в длиннополом сюртуке, коротком жилете, затканном цветами, с искусно повязанным галстуком (в то время выходили специальные учебники, посвященные этому искусству) и дама с тонкой талией, огромными рукавами, в короткой широкой юбке, с изящными локонами - характерное воплощение моды в стиле "бидермайер", которая, в сочетании с еще сохранившимся духом романтизма, была последним проявлением единства бытовой и художественной культуры. Само название "бидермайер" возникло гораздо позже - оно заимствовано из немецких сатирических листков середины 50-х годов XIX ст., где центральным персонажем была комичная фигура обывателя - "господина Бидермайера" (bieder - нем. честный, бравый, добропорядочный, простодушный). Теперь же оно стало объективным понятием в области художественного ремесла и моды. В то время как мужская одежда становится все более однотонной и будничной, женская сохраняет богатство красок и разнообразие форм. Около 1835 г. рукав достигает наибольших размеров, а через несколько лет вновь становится узким, возвращаясь к простым формам. Корсаж обтягивает туго зашнурованный твердый корсет. Юбка, удлинняясь, обрастает оборками и рыглядит все шире и пышнее. Простую прическу с пробором и локонами охватывает капор с широкими полями, в изобилии украшенный цветами и лентами. При появлении капора тогдашние острословы уверяли, что дамы в нем ничего не видят и не слышат. На плечи и спину набрасывается часто очень дорогая кашмирская шаль из пуха тибетской козы - англичане уже в XVIII ст. начали привозить такие шали из Индии. Эти шали, а также мантии и пелерины выполняли роль плаща, а также прикрывали декольте дома и на улице. Детская одежда на исходе бидермайера уже не повторяла одежду взрослых с такой скрупулезностью, как ранее. Мальчики носили длинные трубкообразные штаны, длиннополый подпоясанный сюртук, отделанный шнурами (эта одежда появилась во время общеевропейского увлечения Польшей с ее освободительным движением), и шапку с козырьком, заимствованную из униформы. У девочек из-под короткой юбки выглядывали длинные белые панталоны с кружевами - в течение некоторого времени они оставались "модой юных девушек".
В начало сайта...

Источник:
Вольфганг Брун, Макс Тильке
"ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени"
Подарочное издание
издательство ЭКСМО, МОСКВА, 1995