ЭПОХА ЛЮДОВИКА XIV И ГОСПОДСТВО ФРАНЦУЗСКОЙ МОДЫ 1660 - 1710 гг.

Если в XV ст. определяющее влияние на одежду в большинстве стран оказывал в основном бургундский двор, а в XVI и в начале XVII - испанский, то с середины XVII ст. эта роль переходит ко двору французскому, и в отношении к этому времени уже можно говорить о "мировой моде". После пестрой, фантастической, лишенной какого бы то ни было единообразия картины, которую являла во всех европейских странах постоянно изменявшаяся мода времен Тридцатилетней войны, одежда постепенно снова начинает подчиняться определенным законам - теперь уже новым: их диктует своей стране и соседям французский королевский двор в Версале, и этому "версальскому диктату" охотно, даже слишком охотно, подчиняются все. Французская мода не только стирает национальные различия - она постепенно сближает по внешнему виду отдельные сословия. Демократическая тенденция уравнивания неосознанно проявилась во французской моде уже примерно за три поколения до того, как Французская революция провозгласила догмат прав человека. Сам король - "король-солнце" - умел играть свою роль властелина цивилизованного мира с таким достоинством и тактом, что его собственные вкусы и вкусы его двора в вопросах искусства, литературного языка и моды повсеместно были приняты в качестве образца. Это влияние беспрепятственно проникло в Германию, что облегчалось раздробленностью ее на многочисленные мелкие земли и княжества, которые не могли противопоставить французской культуре собственных значительных достижений. В моде этого времени (ок. 1660 г.) как мужская, так и женская одежда является по преимуществу свободной, легкой, живописной. На мужском свободно лежащем завитом парике неплотно сидит широкополая шляпа с низкой тульей, украшенная перьями и развевающимися лентами. Круглый кружевной воротник, до этого падавший на плечи, уменьшился и превратился в легкий кружевной платок. Открытая куртка с короткими рукавами {pourpoint} укорачивается, оставляя на виду грудь тонкой рубахи со складками над приспущенными штанами и давая парижским уличным мальчишкам повод для возгласов: "Господин, вы теряете штаны!" И что это были за штаны! К 1660 г. они так расширились вокруг колен, что стали похожи скорее на короткую женскую юбку. Предположительно, их создателем был некий рейнский граф Сальм, и посему они получили название "штаны рейнского графа". Под них надевались более короткие штаны с выходящими наружу кружевными манжетами, которые еще существеннее подчеркивали женственность облика их владельца. В женском костюме сохраняется плотный удлиненный лиф и разделенная спереди юбка, но в остальном создается впечатление свободы и расслабленности. Верхнее платье подобрано над нижней юбкой; характерным является также широкий вырез вокруг шеи, на который свободно падают завитые локонами волосы; рукава и корсаж обильно украшены кружевами и лентами; такая отделка придает женскому костюму, как и мужскому, некий художественно беспорядочный характер. С конца XVII ст. костюм знати теряет почти все признаки свободы и фантазии и словно застывает, подчиняясь моде, предписанной придворным этикетом - в одинаковой степени роскошной и жесткой. Ее крайние проявления приходятся на 1680 - 1710 гг. Одежда этого поколения помпезна; она соответствует общему стремлению эпохи выглядеть формально-достойно, т.е. величественно и пышно. В это время в основном сформировались три важнейших компонента, из которых и сегодня состоит мужская одежда, - сюртук, жилет и штаны. Поверх длинного, доходящего почти до колен жилета (с рукавами) из золотой или серебряной парчи надевали широкий, украшенный галунами или богатой вышивкой сюртук, застегивающийся на пуговицы (justaucorps, т.е. плотно прилегающий к телу), с широкими обшлагами и большими пристегивающимися карманами. Довольно узкие штаны до колен (culottes} закреплялись над коленями и удерживали чулки, большей частью цветные - красные или светло-синие. Плотные полусапожки были на высоких, большей частью красных каблуках. Шею неплотно охватывал длинный, похожий на косынку платок, концы которого, обшитые кружевом, прилегали к груди. Основная же особенность этой моды - большой завитой парик, золотистый или рыжеватый, расчесанный на пробор посередине темени: два его крыла окружали лицо красиво лежащими рядами локонов. Ок. 1700 г. этот парик достигает наибольших размеров. Мужская голова становится похожей на голову льва, обрамленную гривой. При таком обилии волос на голове, с лица они полностью исчезают - даже те крохотные усы, которые еще совсем недавно украшали верхнюю губу. Женщины не уступали мужчинам. Чрезвычайно внушительно выглядят их парадные платья, основные формы которых сложились к 1680 г.: поверх сравнительно узкой юбки в форме колокола (robe), украшенной от низа до колен тяжелой вышивкой, позументом, оборками и кружевами, надевали верхнее платье другого цвета (манто) со шлейфом, сильно собранное на спине. К юбке прикреплялся длинный корсаж с очень жестким лифом. Дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Всю фигуру увенчивало сложное сооружение, именовавшееся "фонтанж" (по имени фаворитки короля), - сочетание высокой прически и жесткого чепца с несколькими рядами кружев или полотняных оборок, собранных в складки, которое поднималось надо лбом косо вперед и могло достигать значительной высоты благодаря проволочному каркасу. Лицо украшали маленькими черными наклейками - мушками. Платья шились из тяжелых и дорогих материалов насыщенных и темных тонов: багряного, вишневого, темно-синего.
В начало сайта...

Источник:
Вольфганг Брун, Макс Тильке
"ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени"
Подарочное издание
издательство ЭКСМО, МОСКВА, 1995